Сэм Уолтон


Сэм Уолтон родился в маленьком городке Кингфишере, в штате Оклахома, в 1918 году. О детстве его известно мало, а сам он был не расположен к воспоминаниям о нем. Родители его нередко ссорились и вообще плохо ладили друг с другом. Поэтому Сэму часто приходилось набираться житейской мудрости в уличных университетах. Он пропадал то на стадионе, то в обществе скаутов. И с самого детства хорошо выучил два урока: достичь чего-то можно лишь упорством, и помогает в этом улыбка.
В начале 1940-х годов Сэм окончил университет штата Миссури (где получил степень бакалавра бизнеса) и начал трудовую деятельность. Работая в фирме «Claremore», он влюбился в сотрудницу — Элен Робсон и в 1943 г. женился на ней. Это был удачный выбор. Во-первых, он женился по любви. А во-вторых, жена была из богатой семьи.
Шла Вторая мировая война и Сэма призвали в армию. Нельзя сказать, что он хлебнул военных невзгод, но послужить пришлось. Поскольку врачи обнаружили у него сердечную болезнь, а военные чиновники — опыт работы в торговле, его определили интендантом авиачасти. А там и война кончилась.
Вернувшись в родные края, и чувствуя себя героем, Сэм решил надавить на тестя с тем, чтобы взять у него кредит. Тесть не устоял, и начало собственному делу было положено. Сэму Уолтону был открыт кредит на 20 тыс. долларов. Заняв у родственников еще 5 тыс., Сэм и Элен открыли на эти деньги в Ньюпорте, штат Арканзас, магазинчик с гордой вывеской «Ben Franklin» — известной торговой маркой (по договору о франшизе).
Магазинчик Уолтонов был смехотворно мал даже для Ньюпорта с его 4 тысячами жителей. Единственный крупный магазин в городе принадлежал мистеру Стерлингу. Конкурировать с ним, казалось, бесполезно. Но это только казалось. Сэм твердо знал: упорство и обаятельная улыбка способны многое изменить.
Он лично встречал каждого посетителя на пороге и демонстрировал такое радушие, как будто видел долгожданного, дорогого и близкого человека. Он общался с ним так, будто исключительно ради него и открыл свой магазинчик. Он часами говорил с каждым клиентом обо всем на свете. Без устали рассказывал о своем сыне Робсоне и делах семейных.
И лед тронулся! Менее чем через год угрюмый Стерлинг вынужден был уступить Сэму Уолтону покупателей, а там и пальму первенства во всех финансовых сводках.
Успех воодушевил. Подзаняв снова денег, Сэм расширил торговлю: приобрел лоток с мороженым. Теперь он почувствовал настоящий деловой азарт. Появившиеся длинные детские очереди за мороженным доставляли ему большое удовольствие. Может быть даже большее, чем очереди к кассе магазина.
Через пять лет маленький магазинчик Уолтонов превратился в самую прибыльную торговую точку сети «Ben Franklin». И владельца этой торговой марки начала мучить зависть. Он решил, что дело вовсе не в стараниях продавца, а в бренде. Когда подошел очередной срок продления контракта на аренду Сэмом торговой площади, ему было отказано.
Этот поворот судьбы показался Уолтонам настолько обидным, что они оставляют Ньюпорт и переезжают в городок Бентонвилл в этом же штате Арканзас. Решили начать с нуля, на новом месте. И хотя трудностей поначалу было много, упорство, настойчивость и целеустремленность помогли Сэму все преодолеть.
Кроме неизменного радушия и приветливости он проложил дорогу к сердцу покупателей еще одним нововведением. Он всячески старался делать скидки на свой товар. Притом, это была не сезонная акция. Сэм снижал цены немедленно, как только ему удавалось купить товар оптом и подешевле. То есть он, независимо от братьев Альбрехтов, пришел к такому же методу привлечения покупателей. И народ это оценил. Покупатель пошел к Уолтонам массой. Это была очередная победа.
На протяжении десяти лет Сэм открыл еще девять магазинчиков в своем штате и в Миссури. Совершенствуя свой бизнес, он постоянно учился, изучая теорию торгового дела. В частых поездках по всей стране он наблюдает, как разными людьми строится процесс торговли, анализирует их успехи и провалы. «За всю свою сознательную жизнь я не могу припомнить ни единого дня, когда бы я не думал о том, как лучше выставить товар и продать его», — вспоминал позже он.
Накопленный опыт помогает ему укреплять свой бизнес. «Где бы мы ни были, — вспоминает его жена Элен, — если на нашем пути попадался магазин, мы останавливались, и Сэм рассматривал его, а то и заходил внутрь». И эта страсть к исследованию чужого опыта преследовала его всю жизнь.
И до конца жизни он совершенствует свое главное изобретение: это магазины розничной торговли, продающие товары с ежедневной скидкой! Как ему это удавалось — одному Богу известно. И люди знали: не стоит дожидаться сезонных распродаж, а надо идти к Уолтонам. Там — всегда скидка!
Главный лозунг, главный слоган сети магазинов Сэма Уолтона: «Распродажа — каждый день, сниженные цены — всегда!». Сам Сэм не раз признавался, что успех этой простой идеи: «Всегда низкие цены» — стал неожиданным и для него самого. Эта главная идея прочно завоевала сердца покупателей и помогла его компании достичь неимоверных успехов. Впервые в истории американского бизнеса торговой компании удалось довести объем продаж до 1 млрд долларов меньше чем за 20 лет!
Другим плодотворным изобретением стала идея открывать супермаркеты на окраинах, в спальных районах. Здесь начинать было легче по нескольким причинам. Цены на недвижимость всегда ниже. Земля, на которой строились магазины, и помещения, которые арендовали под них, были дешевле, чем в центре городов, особенно крупных. К тому же конкуренция тут слабее и покупатели не такие требовательные.
Почувствовав свою силу и уверенность, Сэм начинает реализацию многопланового и долговременного проекта по развитию своей торговли. В августе 1962 года на окраине города Роджерса (в штате Арканзас) Уолтон открыл супермаркет под названием «Waltons Five &; Dime». Его управление он доверил своему брату Баду. Так было положено начало гигантской торговой империи.
Через 5 лет, в 1967 году, у него было уже 24 магазина, а объем продаж достиг 12 млн долларов. Сэм остается верным выбранной стратегии, и она его не подводит. Он сам ездит закупать товар, и не боится рисковать и терять, поскольку уверен, что добьется успеха.
Сэм всегда говорил своим сотрудникам: «Есть один босс — покупатель. Он может сместить любого в компании: от директора до грузчика тем, что просто потратит деньги в другом месте».
Позже, в мемуарах Сэм Уолтон сформулировал свои десять универсальных заповедей успеха.
Правило один.
Верьте в свою идею, боритесь до конца, полностью отдавайтесь своему бизнесу. Я думаю, что преодолел каждый из своих недостатков, своей страстью, которую я переносил в работу. Если вы будите любить свою работу, то будите делать каждый день её лучше, а в скором времени все вокруг поймают вашу страсть – как лихорадку.
Правило два.
Рассматривайте ваших подчиненных как партнеров, разделяйте с ними вашу прибыль. В свою очередь они тоже будут рассматривать вас как партнера, и будут пытаться сделать свою работу лучше. Будьте для своих подчиненных не “начальником на работе”, а “лидером в обществе”.
Правило три.
Мотивируйте действия ваших партнеров. Одних только денег как предмета мотивации недостаточно. Каждый день думайте о новых способах мотивировать ваших работников. Устанавливайте цели, поощряйте соревнования, создавайте призовые места и выплаты, делайте так, чтобы менеджеры каждый день доказывали своё место на работе. Будьте непредсказуемы в работе с подчиненными.
Правило четыре.
Будьте как более открытым со своими работниками, чем больше они знают, тем больше поймут. Чем больше они понимают, тем лучше будут исполнять свои обязанности. Если вы покажите, что не доверяете своим работникам, то они могут подумать, что вы перестали считать их партнерами.
Правило пять.
Цените все, что делают ваши работники для бизнеса. Денежные премии это всего лишь одна из сторон поощрения. Сделайте так, чтобы как можно больше из сотрудников компании узнал об успехах ваших лучших работников. Чтобы об этих заслугах знали все сотрудники компании. Никакие деньги не смогут заменить несколько хорошо подобранных, своевременных, искренних слов похвалы и признательности.
Правило шесть.
Празднуйте свой успех. Находите юмор, даже там, где его нет. Не относитесь к себе слишком серьезно. Расслабьтесь и все вокруг расслабятся. Делайте так, что у ваших работников оставались позитивные впечатления о работе.
Правило семь.
Выходите на разговор с любым сотрудником вашей компании. Только те работники, которые непосредственно контактируют с клиентом, может вам рассказать о недостатках и достоинствах вашей компании. Вы должны знать все, что знает даже самый мелкий ваш сотрудник. Главное в этом деле, поставить себя так, чтобы сотрудники сами пытались вам об этом рассказать.
Правило восемь.
Превысьте ожидания своего клиента. Если вы это сделаете, то они снова вернутся к вам, за новыми покупками. Дайте им то, что они хотят – и немного больше. Они должны, понят, что их ценят и уважают. Компенсируйте свои ошибки, не оправдывайтесь, принося извинения.
Правило девять.
Контролируйте свои расходы. В этом пункте вы всегда можете иметь преимущество над конкурентами. В течении 25 лет подряд, до того как компания Wal-Mart, была номером один по продажам, у нас был самый низкий уровень расходов, в отличии от конкурентов. Вы можете совершить кучу ошибок, но оставаться на плаву, если контролируете свои расходы. И на оборот, вы можете совершить всего одну ошибку, потерять контроль над расходами и обанкротится.
Правило десять.
Плывите по течению вверх. Пойдите своей дорогой. Игнорируйте привычную мудрость. Если все идут по одному пути, это очень хорошо для вас, значит ваш путь, свободен. Будьте готовы, к тому, что другие захотят осудить вас в выборе неправильно пути. Сейчас с улыбкой можно вспоминать как все мне говорили, что 50 000 населения не смогут поддержать дисконтный магазин.
Обратите внимание, что половина из этих заповедей относится к партнерам. Под ними Сэм понимал своих работников магазинов. Он старался как можно чаще общаться с ними и требовал того же от членов совета директоров компании.
«Самые лучшие идеи поступали к нам от клерков и складских рабочих (среди них — бесплатный паркинг у магазина и разрешение вывозить тележки с товаром прямо к автомобилю). Если вы позаботитесь о служащих магазинов, то и они, в свою очередь, точно так же будут заботиться о клиентах», — говорил он… Всю свою жизнь Уолтон оставался приветлив со всеми, и особенно с младшим персоналом.

Доброжелательность Уолтона к людям была не показной, а искренней. Характерно, что свою благотворительность он никогда не афишировал. Прожив всю жизнь в небольших провинциальных городках, он хорошо знал их проблемы. Строя новый магазин, он заставлял своих сотрудников узнавать адреса местных благотворительных фондов. С тем, чтобы делать потом взносы.
Стало правилом, что каждый открывавшийся магазин учреждал стипендии для студентов местных колледжей и периодически проводил благотворительные распродажи. Деньги жертвовались зоопаркам, библиотекам, больницам, театрам, церквям, пожарным частям. Не обходили вниманием и мэров маленьких городов. Он учредил премию American Hometown Leadership Award, которой награждают тех глав провинциальных муниципалитетов, которые осуществляют в своих вотчинах долгосрочные проекты.
В 1992 году Уолтон издал свою автобиографию «Made in America: My Story» («Сделано в Америке: моя история»). Она быстро стала бестселлером и вызвала такой резонанс, что его заслуги перед американским обществом уже нельзя было проигнорировать. И в марте 1992 года президент США Джордж Буш (старший) вручил Сэму Уолтону медаль Свободы. В этом же году Сэм Уолтон умер.
До конца дней своих он оставался самим собой. «Звездная болезнь» его не затронула. Миллиардер отнесся к славе равнодушно. Он по-прежнему разъезжал по своим магазинам на пикапе, игнорируя роскошные лимузины. А компанию своих любимых собак предпочитал компаниям банкиров и олигархов.
Дело Сэма Уолтона живет и процветает. Сегодня эта «империя» насчитывает свыше 4 тысяч магазинов, разбросанных по всему миру, с ежедневным 70-тысячным ассортиментом товаров. Она — крупнейший в мире оператор розничной сети — занимается розничными продажами игрушек, электроники, фармацевтической продукции, обуви, текстильной продукции и др.
Общий объемом продаж превышает 200 млрд долларов в год. Магазины «Wal-Mart» обслуживают более 100 миллионов покупателей в неделю. В наши дни, по утверждению газеты «Файнэншл таймс», — это наиболее уважаемая компания мира, символом которой стала широкая улыбка веселого человека.
Принципы, которыми руководствовался создатель торговой империи — не устарели. Они и не могут устареть, так как основываются на «человеческом факторе». И не только торговля, но и любой бизнес будет процветать, если он ориентирован, прежде всего, на человека, на его потребности. Вроде бы, банальные истины. Но именно они помогли стать великими бизнесменами не только Уолтону, но и многим другим.
Если вы посетите сегодня какой-либо из магазинов «Wal-Mart» в Америке, то любой продавец или упаковщик товаров любезно расскажет вам о «Законе 10 шагов». Это — перечень вышеприведенных правил, выкристаллизованный «дядюшкой Сэмом» полстолетия назад. Но они актуальны и сегодня, а потому это — как присяга для новобранца.
Будущий «партнер»-продавец, поступая на работу в любой из магазинов «Wal-Mart», торжественно клянется всегда, когда покупатель окажется рядом с ним на расстоянии 10 шагов, улыбнуться ему и спросить, не нужна ли помощь. «Чем больше становятся универмаги «Wal-Mart», тем больше мы должны избегать гигантомании, сохраняя атмосферу небольшого магазинчика», – утверждал Сэм Уотсон. И это стало аксиомой.

Комментариев нет: